Symphony of Decadence ~RIP~

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Symphony of Decadence ~RIP~ » Декаданс и декаденты » О декадансе...


О декадансе...

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

История

В 19 веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала грозными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца 19 века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые так же сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения Романтизма с их немного наивным взглядом на природу. На многих этих авторов повлияли традиции готического романа и поэзия и проза Эдгара Аллана По.

Эта идея декаданса начинается в 18 веке с Монтескьё, а дальше, после Дезире Нисарда — французского писателя и критика (фр. — Désiré Nisard) она была взята критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтистов, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак гордости, как символ их отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-ых годах группа французских писателей называла себя декандентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.

Как литературное движение, декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом.

Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-хы годов. Большая часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.

Идеи декадентства

Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, это обозначение было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с декадентством для обозначения этого общеевропейского течения поэзии и искусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм».

Из этих терминов — «модернизм» (от фр. moderne — современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века, а не на его специфические особенности (в защиту этого термина выступал С. А. Венгеров, «Этапы неоромантического движения»).

Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.

«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).

Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь).

Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи и др.

Авторы-декаденты

Наиболее яркими представителями декадентства на Западе являлись Ш. Бодлер, П. Верлен, Фр. Ницше, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.

Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны после революции 1905.

Примером декаденства в новейшей истории России может служить телевидение, так называемая «чернуха» в России в 1990-е.
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.
ВЗЯТО С ВИКИПЕДИИ

0

2

Спасибо за информацию, уважаемая Leaden Mirk, очень советую залезть на сайт Decadence.ru, там очень много про декаданс и хороший форум (простите, не умею делать ссылки)

0

3

Спасибо, Мрак. Кстати о Бодлере, есть в Донецке группа--- "Серые ангелы", так вот у них целый альбом с музыкой на стихи из "Цветов зла"... Буду слушать в ближайшее время, и дочитывать))

0

4

Шарль Бодлер на мой взгляд величайший поэт Декаданса. Все его произведения очень нравятся.

0

5

Настроение декаданса объединяет собранные на сайте работы, с которыми вы можете ознакомиться в разделах, посвященных живописи и фотографии, художественной литературе и публицистике, кино и музыке. Также стоит взглянуть на имена декадентов, биографии и произведения которых опубликованы на сайте.
Декаданс.ру

0

6

Да, информация очень нужная и полезная.  Вот прочитав то, что выложено выше, я вспомнила, что на вечере английской литературы читала стих Оскара Уайльда "Taedium Vitae" - что в переводе значит "Отвращение к жизни". Он меня очень задел. Мне понравилось содержание,даже скорей значение стиха.

         "Taedium Vitae"

Клинком унынья молодость сразить,
Ходить в шутах ничтожнейшего века,
Терпеть, как лезут в душу человека,
Иль в сеть волос девичьих угодить,
В ладонях у Фортуны бать... О Боже!
Не для меня всё это. Мне дороже
Туман ночной, пушинки тополей,
На блёклом небе стайки облаков,
И моря шум... Да, им я буду рад.
От клеветы, насмешек - прочь скорей,
Подальше от невежд и дураков!
Жить в хижине милей мне во сто крат,
Чем вновь идти в вертеп развратный тот,
Где чистая душа грех целовала в рот.

0

7

И как тут не припомнить Пауло Коэльо и его первое серьозное произведение "Дневник мага". Помнится когда один из главных героев--Петрус, рассуждал с Пауло о трёх видах любви (эрос, филос и агапе), то сказал что человек либо испытывает агапэ (всеобъемлющую любовь) и возвращается в обычное состояние, помня о ней.. Либо она настолько его переполняет что он уходит в отшельничество...  Хотя здесь пожалуй не об этом.. а скорее про желание убежать от мира из-за отвращения к нему.. хотя обычно у тех кто испытывает подобное отвращение как-раз тьаки убегать и не получается... потому что от самого себя, с коим может быть не достигнуто понимание и гармония не убежишь.

0

8

Декаденс на двоих
Декаданс на двоих... при Луне, что вот-вот захмелеет,
мы банальный компот на запивку для водки нальем.
В зеркалах отголоски и снова нас кто-то имеет,
то ли Бог, то ли Черт или может быть сразу вдвоем.

Только выстрел, в холодную тень амальгамы,
разобьет на осколки любовь к зеркалам,
а ночные стихи, отразят эту грязь психодрамы
и материей черной закроют дорогу к волхвам.

Инфернально не спит одинокая куколка Вуду,
подбирая к астральному небу отмычки-ключи,
вновь уходит спокойствие мысли и вера повсюду,
лунный молох проснулся и жертва от боли кричит.

0

9

Калашников Денис Александрович.

Аннотация: Какая я сволочь.То пингвинов обижал, теперь на трупов перекинулся.

ТРУПЫ

Феерическая трагедия


Два действия.

Действующие труппы:

   Так - трупп недавно умершего (60) писателя (вчера).
   Еня - трупп молодой(18-20) девушки.
   Хлам - трупп-маргинал(40).
   Ве - трупп женщины неизвестной профессии(40).
   Груз - ничем не интересный трупп(40).
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   Кое-что,что должны знать читатели про труппы:
  -- Все они живут в одинаковых прямоугольных коробочках (они называют их комнатами).Сцена оборудована так - 3 земляных стены с круглыми норками в каждой .Каждый трупп появляется на сцену оттуда.
  -- Одеты они строго,неброско.
  -- Лица немного бледноваты.
  -- Груз,Хлам и Ве - старые труппы,поэтому начинают тихо гнить.Другие труппы к ним относятся брезгливо.
  -- Так как у труппов ,по определению, нет души,то им можно всё!Они как рыбы бесчувственны,но умеют,когда захотят,создать видимость...
   6) Груз почти всё время пьесы лежит полубоком с левой (относительно зрителя)стороны и записывает что-то в блокнот.
   
   
   








Действие первое.

   Еня лежит лицом вверх,ни руки,ни ноги не шевелются.Из дырки вползает радостный Так и ложиться рядом.

   Так (заискивающе глядя в стеклянные глаза Ени):
   Привет.Я прилягу рядом?Не против?!
   Еня безмолвно повернула голову.Читая по её стеклянным глазам своими стеклянными глазами...
   Всё-таки надо было побриться.
   Еня:
   Зачем?
   Так:
   Чтоб было приятно окружающим смотреть на меня.
   Еня(не меняя интонации):
   Ну скажем Так.Допустим,что окружающие - это я и мне всё равно не приятно на вас смотреть...
   Так:
   Это ещё почему?
   Еня(продолжая без участно смотреть вверх):
   Допустим.Только допустим.Ну Так вот...будите ли вы следить после этого за собой?
   Так:
   Конечно!
   Еня:
   Не вижу в этом никакого смысла!Зачем?
   Так(тоже глядит в потолок):
   Чтобы вам понравиться.
   Еня:
   Так вы ж мне не нравитесь!К чему всё это?
   Так:
   А может нравлюсь.А вы только это скрываете.
   Еня:
   Вы совсем <ВЫРЕЗАНО>,да?!Мы же вначале сказали "допустим".Как вы можете быть писателем - у вас мозг лишь на 25% фурычит?!
   (замедлив речь)
   Как вы будете жить?
   Так:
   Буду стараться понравиться!Сегодня не нравлюсь,а завтра - всё путём!
   Еня:
   Не жалко вам свое время?
   Так:
   А чего его жалеть?!Время ничто по сравнению с тем,что я могу выиграть.
   Еня (улыбнулась):
   А вы с кем-то играете?По вам это не скажешь!И часто выигрываете?
   Так (глядя в сторону,рассматривая боковую стену):
   Да так,всякое бывало...
   
   Вошла Ве.Точнее,вползла.Лица Так и Ени стали одновременно безучастны,глупый разговор прервался.Поэт Так потом,когда встетится со своими пошлыми друзьями,заметит,что если бы не старая калоша Ве,то они бы сдвинулись с мёртвой точки,а может и скажет,что сдвинулось.
   Вся округа знала,что в дом приехал когда-то великий писатель,что он будет кому-то соседом.Но Ве решила показать себя участливой и гостепреимной (как никак Так), и ,как говорят в народе, "включила дурочку"
   
   Ве:
   Оооо!У нас гости.Еня!Представь мне твоего собеседника.
   Еня перевенулась холоднокровно на живот,лицом в землю.
   Все угрюмо молчали,а Ве беззаботно поправила причёску , любовавшись на своё отражение в Таковских глазах.
   
   Я вас узнал!!!Вы же Так!
   Писатель вопросительно попытался поглядеть на Ену,но та глядела в землю.
   
   Я читала все ваши стихи!Они удивительны.Мне они напоминают поздний декаденс.
   
   Так (отстраняясь от прилёгшей Ве):
   Да?!
   Ве (преподнося себя вдохновлённой):
   А помните вот эти строки:
   Карлсон,карлсон,
   Кружит,кружит,
   Над моею головою ...
   "Чёрный Карлсон" - лучшее ваше стихотворение.Я в этом месте плачу...так искренно!
   Так:
   Да?!
   Ве:
   Вот ещё - "Смерть жлобам" - песня моей юности
   Глупый жлоб,
   Зрачки прищюрив,
   Стукнулся башкой о древо
   И безмозглой своей тушей
   Повалился вниз,на землю.
   
   О!Какая непомерная грусть за человечество!
   
   Так (разглядывая черьвячка,который героически решился полезть на Ве)
   Да?!
   Ве:(заискивающе пытаясь залезть в глаза холодного Така)
   Вы родом из нашего города,поэтому и вернулись?
   Так (червячок свернул, и Так обречённо вздохнул):
   Почему?
   Ве:
   Что "почему"?
   Так:
   Почему вы так подумали?
   Ве:
   Так об этом все говорят.Хотела получше узнать.
   Еня:
   Зачем?
   
   Ве промолчит,а потом позвонит своим знакомым,расскажет,что к ней заходил сосед , "между прочим ,великий в прошлом писатель",они с ним мило базарили,да только оторва Еня всё испаганила , "из зависти,наверно".
   Еня же подумает:
   С кем я живу,со сплетницей,с похотливым писательшкой,и с идиотом,который записывает в блокнотик то, о чём все говорят ...
   А вечером придёт алкоголик наш...
   
   

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.

   Вперёд ногами из центральной стены вылезает Хлам.Радостный,счастливый,пьяный.На сцене уже стоит давно Ве.Они почти одногодки.
   Хлам(пошатываясь,ёрничая,кривляясь):

Каждый раз,когда я думаю про ЛАВЭ,

Я вспоминаю ВЕ!
   Расплывается в самодовольной ухмылкой как будто сказал что-то смешное.Здесь никто не смеётся.По определению.Ве не обращает на него внимание.

Ну,вяяяяяяяяяяя,

Пожалей меня!
   Ве (ковыряясь в стене,тихо):

Почему я?
   Хлам (радуясь рифме)

Без тебя никуда!
   Ве:

Нет у меня ничего.Нет.
   Хлам:

Ну,хоть похавать чего?
   Ве:

Нет.
   Хлам (обижаясь):

Бесчувственное ты существо.
   Ве,молча уползает,а Хлам ложится спать у правой стены.
   Груз неожиданно теряет неподвижность и ползёт к Хламу.Теребит его,будит.
   Груз(беспокойно спрашивает проснувшегося):

Где алкоголь достал?
   Хлам (злобный,ибо его разбудили):

Иди ты на...
   Груз:

Да ты скажи.Ну,зачем мне у тебя воровать?Я человек спокойный.
   Хлам:

Кто тебя знает.Всю жизнь сидел-молчал,а тут что-то проснулся.
   Груз(показывая пальцем вверх):

Ты там был?Я знаю!Все об этом говорят.Ходишь ночью,находишь или наркоманов,или алкашей и сними до утра сидишь.Вот и пьяный!Вот и современные всякие словечки проскакивают.
   Хлам(угрюмо отворачивается к стене):

Совсем старик с ума сдвинулся.Туда ходить запрещено.
   Груз(грустно):

Сам знаю,поэтому и не хожу.Слушай!Я ж тебе не просто так говорю!У меня просьба!Сходи ты туда.Сотри,что у меня на двери написано. "Смерть жлобам!"Какой я жлоб?Посмотри на меня.Не знаю,почему они так написали?
   Хлам:

Да нет там ничего!Ничего не написано!
   Груз (безэмоционально глядя в спину Хламу):

Значит,всё-таки , ты там бываешь?
   Хлам:

Да,да.Отвали только от меня.
   Груз холоднокровно отходит в свой угол,
   Пишет в своём блокнотике пару предложений и откладывает его всторону.Как солдат - руки по швам,взгляд вперёд,то есть вверх.

Всё.

0


Вы здесь » Symphony of Decadence ~RIP~ » Декаданс и декаденты » О декадансе...